Показатели доходов предприятия


Исключительно важную роль в системе оценки результативности, деловых качеств предприятия и степени его надежности играют показатели прибыли и рентабельности. В прибыли аккумулируются все доходы, расходы, обобщаются результаты деятельности предприятия. Анализ финансовых результатов прибыли деятельности предприятия заключается в: определении отклонений каждого показателя за текущий анализируемый период; исследовании структуры соответствующих показателей их изменений; проведении факторного анализа прибыли и рентабельности. Проведем подробный анализ прибыли и рентабельности на примере ОАО « Х». Для анализа воспользуемся Бухгалтерским балансом Ф 1 и Отчетом о прибылях и убытках Ф 2 за 2011 г. Все расчеты представлены в табл. Анализ прибыли предприятия ОАО «Х» за 2010—2011 гг. Однако уровень прибыли по отношению к выручке уменьшился на 1,3 %. Таким образом, на основе данных табл. Данный показатель свидетельствует об увеличении рентабельности продукции и относительном снижении издержек производства и обращения; рост показателей по стр. Разные темпы изменения этих показателей могут быть вызваны в основном корректировкой системы налогообложения; показатель по стр. Рост этого показателя в динамике, происходящий, как правило, при увеличении ставок налогообложения, в целом нежелательное, но необходимое и не зависящее от предприятия явление. При анализе прибыли важную роль играет анализ влияния факторов факторный анализпредставляющий собой методику комплексного и системного изучения измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Отметим основные типы факторного анализа: детерминированный функциональный — результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов; стохастический корреляционный — связь между результативным и факторными показателями является неполной или вероятностной; прямой дедуктивный — от общего к частному; обратный индуктивный — от частного к общему; одноступенчатый и многоступенчатый; статический и динамический; ретроспективный и перспективный. Следует отметить, что любой факторный анализ состоит из следующих этапов: Отбор факторов. Классификация и систематизация факторов. Моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя. Практическое использование факторной модели подсчет резервов прироста результативного показателя. Общеизвестно, что изменение прибыли от реализации продукции обусловлено изменением следующих факторов: объема реализации; структуры реализации; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Расчет влияния перечисленных факторов на прибыль ОАО « X» представлен в табл. В 1 345 897 В 0 245 900 4 Полная себестоимость от реализации продукции стр. S 1 267 468 S 0 190 234 5 Себестоимость 1 ед. П 1 78 429 П 0 55 666 Таблица 3. Показатели деятельности ОАО « Х» за 2011 г. В 0 245 900 В' q 1 x p 0 282 785 В 1 345 897 2 Полная себестоимость, тыс. S 0 190 234 S' 218 769 S 1 267 468 3 Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. П 0 55 666 П' 64 015,9 П 1 78 429 Таблица 4. Расчет факторных влияний на прибыль от реализации продукции Фактор Формула расчета Величина показателя, тыс. Теперь, используя данные Отчета о прибылях и убытках, проведем факторный анализ рентабельности продаж, чистой рентабельности. Отметим, что для анализа рентабельности продаж R можно использовать следующую факторную модель: где П — прибыль от реализации продукции; В — выручка от реализации продукции; S — полная себестоимость. Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж предприятия ОАО « Х» Цена, тыс. Количество проданной продукции товаровшт. Данное увеличение произошло под влиянием повышения цен на выпускаемую продукцию 22,37 %. В процессе анализа рентабельности следует произвести оценку рентабельности всего капитала, собственных средств, перманентных средств. Например, рентабельность активов экономическая рентабельность является общим показателем, показывающим, сколько прибыли приходится на 1 руб. От значения данного коэффициента зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах. Коэффициенты рентабельности можно исчислять не только по всему объему средств предприятия, но и по ресурсам отдельных видов в частности, основным средствам. Необходимую информацию для оценки экономической эффективности использования основных средств содержит бухгалтерская отчетность. В отечественной аналитической практике чаще всего используется коэффициент рентабельности основной деятельности Net Profit Margin, NPMрассчитываемый как отношение прибыли от реализации П к затратам на производство реализованной продукции, которые складываются из себестоимости реализации товаров, продукции, работ и услуг Скоммерческих КР и управленческих расходов УРто есть по формуле: В табл. Показатели, характеризующие рентабельность Показатель Способ расчета Данные Пояснения 2010 г. Рентабельность продаж маржа прибыли стр. Приложение 1 ОАО « X» Бухгалтерский баланс на 31. Внеоборотные активы Нематериальные активы 1110 110 Результаты исследований и разработок 1120 Основные средства 1130 120 8860 10 100 15 720 Доходные вложения в материальные ценности 1140 135 Финансовые вложения 1150 140 2 2 2 Отложенные налоговые активы 1160 145 4 4 4 Прочие внеоборотные активы 1170 150 2221 2221 0 Итого по разделу I 1100 190 11 087 12 327 15 726 II. Оборотные активы Запасы 1210 210 67 871 75 094 87 552 НДС по приобретенным ценностям 1220 220 280 25 2964 Дебиторская задолженность 1230 В том числе: дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты 1231 230 дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты 1232 240 25 123 60 123 56 213 финансовые вложения 1240 250 Денежные средства и денежные эквиваленты 1250 260 32 087 21 478 37 659 Прочие оборотные активы 1260 270 2195 938 608 Итого по разделу II 1200 290 127 556 157 658 184 996 Баланс 1600 300 138 643 169 985 200 722 Пассив III. Капитал и резервы Уставный капитал складочный капитал, уставный фонд 1310 410 3 3 3 Собственные акции, выкупленные у акционеров 1320 411 Переоценка внеоборотных активов 1340 Добавочный капитал без переоценки 1350 420 6631 6631 6631 Резервный капитал 1360 430 Нераспределенная прибыль непокрытый убыток 1370 470 121 223 151 100 179 856 Итого по разделу III 1300 490 127 857 157 734 186 490 IV. Долгосрочные обязательства Заемные средства 1410 510 Отложенные налоговые обязательства 1420 515 92 95 109 Оценочные обязательства 1430 Прочие обязательства 1450 520 Итого по разделу IV 1400 590 92 95 109 Краткосрочные обязательства Заемные средства 1510 610 Кредиторская задолженность 1520 620 10 694 12 156 14 123 Доходы будущих периодов 1530 640 Оценочные обязательства 1540 Прочие обязательства 1550 660 Итого по разделу V 1500 10 694 12 156 14 123 Баланс 1700 138 643 169 985 200 722 Приложение 2 Отчет о прибылях и убытках Показатель Код строки 2010 г.Получите бесплатную консультацию от наших юристов прямо сейчас +7 499 703-35-96 Москва +7 812 309-82-63 Санкт-Петербург Оглавление: Для многих людей остается не до конца понятным, что такое прибыль предприятия и доход. А если углубиться в эту тему, то всплывает множество уточняющих терминов: валовая прибыль, EBITDA, чистая прибыль. Оказывается, что экономисты, бухгалтеры и сотрудники органов статистики, публикуя свои показатели, имеют в виду строго определенные значения каждого термина. Такие определения даются в государственных законодательных документах, их знание является обязательным для всех отчетных работников. Но поскольку сфера доходности и прибыльности интересует многих непрофессионалов, то нелишним будет понимать суть обсуждаемых понятий. Самое легко воспринимаемое понятие современной экономики — выручка. Действительно, выручка — это средства, получаемые организацией или частным предпринимателем в уплату за товар или услугу. Кажется, что все. Однако выручка имеет свои особенности по моменту признания ее таковой. В обыденной жизни под выручкой понимают реальные деньги в момент получения их продавцом — выручка определяется по оплате. Для такого случая есть свое название: кассовый метод учета выручки. То есть предприятие может отдать свой товар покупателю с отсрочкой платежа, и, пока деньги не поступят на расчетный счет, выручки не. Обратная сторона кассового метода — необходимость считать выручкой все полученные авансы. Другой, более распространенный способ учета выручки используется обычно в крупных компаниях. Это метод учета выручки по начислению. То есть выручка признается таковой уже при передаче товара покупателю или в момент подписания акта оказанных услуг, вне зависимости от реальной даты получения денег. В этом случае авансы под поставку выручкой не считаются. Выручка может быть валовой и чистой. Валовая выручка — это вся сумма денег, поступившая за товар или услугу. Или полная стоимость договора мены, если речь идет о бартерных сделках. Этот показатель мало интересен, так как существуют обязательные налоги и акцизы, а также пошлины, которые прямо включаются в цену товара услуги. Значит, они должны быть извлечены из покупательской оплаты и возвращены государству. Так появляется другой показатель — чистая выручка. Он характеризует деятельность предприятия вне зависимости от состава и размера налогов и акцизов, входящих в цену реализации. Чистая выручка всегда указывается в одном из главных отчетных бухгалтерских документов — отчете о прибылях и убытках. Доход — это величина, на которую вырастает капитал предприятия. А как он вообще может вырасти? Один способ — внесение вкладов собственниками предприятия, а другой — его деятельность. Ведь любое предприятие создается с единственной целью — принести доход. Классификация доходов и затрат — дело настолько важное, что государственные мужи посвятили этому множество документов. Самыми значительными из них являются Налоговый кодекс и ПБУ. В Положении о бухгалтерском учете «Доходы организаций» предоставлены полные объяснения способам образования и видам доходов предприятия. Не углубляясь в тонкости этих монументальных трудов, можно отметить, что доход от основной деятельности — это чистая выручка от реализации. Доходы могут быть равны выручке, но это редкий случай. Обычно предприятие осуществляет многообразную деятельность, включающую разные виды доходов. Помимо доходов от непосредственных уставных видов деятельности, предприятие может получать и другие доходы. Например, проценты от содержания собственных денег на депозите или взысканные с партнеров штрафные санкции. Эти доходы относят к прочим, но они тоже участвуют в образовании прибыли предприятия. Что такое валовая прибыль? Просуммировав полученные доходы от различных видов деятельности и уменьшив их на связанные с ними затраты, получают валовую прибыль. Например, основная деятельность по реализации товаров или услуг образует доход, а себестоимость этих товаров или услуг — расход. Разница между ними даст валовую прибыль по основному виду деятельности. Такой же подход применяется и к определению валовой прибыли от прочих видов деятельности. Интересно, что в торговле валовая прибыль по основной деятельности — это разница продажной цены товаров их себестоимости. А для промышленности этот показатель рассчитывается более сложно, в себестоимость включаются многие элементы затрат, учитываемые по особым правилам. Показатель валовой прибыли — любимый показатель сравнения эффективности разных предприятий. Кроме того, можно определять валовую прибыль от различных видов деятельности внутри одного предприятия и показывать эффективность выпуска разных товаров. Валовая прибыль очень нравится банковским работникам при расчете кредитоспособности предприятия. Однако для собственников предприятия важнее другой показатель — чистая прибыль. Что такое чистая прибыль? Результат всех операций в деятельности предприятия за определенный период выражается показателем чистой прибыли. Он получается уменьшением валовой прибыли на сумму всех затрат, уплачиваемых из. Такие затраты классифицируются по правилам, указанным в законах. В общем случае, это налог на прибыль, штрафы, которые должно уплатить предприятие, кредитные проценты и другие операционные расходы. Валовая прибыль за вычетом указанных расходов, создает ту базу, от которой идет начисление дивидендов собственникам акционерам предприятия. Именно чистая прибыль показывает итоговый эффект работы предприятия, который отображается в главном отчетном документе бухгалтерии — бухгалтерском балансе. Другие виды прибыли — EBIT и EBITDA Важность государственного регулирования при образовании чистой прибыли сложно переоценить. По сути, государство устанавливает правила игры, регламентируя те затраты, на которые предприятие имеет право уменьшить свою прибыль до момента начисления налога на. Эти затраты, как и величина налога на прибыль, могут отличаться по государствам или даже по районам внутри каждой страны. Если проводится анализ деятельности предприятий, работающих в разных странах или при разных системах налогообложения, то на основе чистой прибыли никаких выводов сделать будет. Поэтому для сравнения используют другие виды прибыли: валовую, или специальным образом очищенную. К очищенным видам прибыли относятся EBIT прибыль до налогообложения и уплаты процентов и EBITDA прибыль без учета амортизационных отчислений, налогов и процентов. Первое знакомство с основными экономическими категориями работы предприятия состоялось. Теперь вам известно, что такое прибыль и доход и чем от них отличается выручка. Подписывайтесь на обновления сайтаили следите за обновлениями,. Подписывайтесь на обновления по E-Mail: Расскажите друзьям!

Смотрите также:



Коментарии:

  • Использование прибыли предприятия Прибыль, помимо других, призвана выполнять стимулирующую функцию.